Мы до сих пор в поисках подходящей для нас системы управления и в этом контексте всегда будут подниматься вопросы поправок в Конституцию. Наша Конституция совершенно не идеальная. Мы её даже теряли, а потом слава Богу где-то нашли.

Я предлагаю уже сейчас начать дискуссию будущих поправок в наш основной Закон, чтобы в 2020 году это не было неожиданностью или делалось скороспело. За два года мы смогли бы подискутировать, поспорить и прийти к определённому мнению.

Лично я предложил бы несколько поправок в наш основной Закон:

1. Запрет изъятия частной собственности. Возможное изъятие собственности и порядок изъятия лучше прописать в самой Конституции, чтоб законами или подзаконными актами не покушались на институт неприкосновенности собственности.

Зачем это нам?

До СССР у нас, у кочевников собственность была в основном коллективной. «Моё» значило не личную принадлежность имущества человеку, а принадлежность имущества его племени, семье. Лишь баи могли иметь что-то в собственности. Потом наступила эпоха СССР, где основным собственником являлось государство. Преумножение собственности считалось преступлением и жестко наказывалось.

После распада СССР мы приобрели независимость и резко шагнули в капиталистический строй, который сопровождался разграблением государственного имущества, появлением местных олигархов. Коллективная собственность перетекла отдельным лицам. Благодаря либеральным законам постепенно появились мелкие собственники, бизнесмены, которые стали таковыми благодаря предприимчивости.

И теперь задачей государства является стимулирование граждан к экономической активности, к предпринимательству, к накоплению собственности, привлечению инвестиций. Ну а как привлекать инвестиции или не выводить богачам капиталы из страны, когда у государства миллион законных способов отнять собственность? При этом, активную конкуренцию в отъёме собственности государству составляют организованные преступные группы, у которых миллион незаконных способов отнять ту же собственность.

Укрепление института неприкосновенности собственности укрепит наше государство, повлияет позитивно и на свободу слова. Без гарантий прав собственника мы не сможем привлечь инвестиции, не сможем гарантировать гражданам экономическую свободу.

2. Необходимо привязать депутатов к определенным округам. ​Поверьте, с одним помощником ни один депутат не сможет работать с избирателями по всей стране. По Конституции, у депутата округ – Кыргызская Республика. За 5 лет как раз можно объездить всю страну, но нормально поработать на всю страну вряд ли получится. Эффективно будет, если партии начнут выдвигать депутатов из определенных округов и затем эти депутаты будут представлять лишь округ, от которого он выдвинут. Можно сконструировать такую систему, когда у каждой партии будет представитель округа и каждый регион будет представлен депутатом.

Что это даст?

Депутаты будут работать с реальными избирателями в своих округах, а избиратели будут знать, какой депутат обязан поднимать вопросы их округа;

Реально появится отчётность депутатов перед избирателями;

Список кандидатов в депутаты не будет формироваться лишь по принципу «этот свой», «этот при деньгах», кандидатами будут становится те, кто сможет работать с населением;

Исчезнет диспропорция в распределении бюджетных ресурсов, т.е. один регион не будет тянуть одеяло лишь на себя;

Все регионы будут представлены в парламенте, а соответственно проблемы всей страны будут звучать из уст депутатов.

3. Политическая партия, получившая большинство должна выдвигать на должность премьер-министра своего лидера. Причём все депутаты, выдвинутые в кабинет Правительства должны сохранять депутатский мандат.

Что это даст?

Партия, которая будет формировать Правительство возьмёт всю ответственность на себя и никто сверху, не сможет навязывать парламенту премьер-министров и членов Правительства. Сейчас премьер-министры не имеют партийной поддержки, они имеют лишь президентскую поддержку. Захочет Президент выгнать Правительство, он завтра же это сделает. Депутаты просто оформляют решения по формированию Правительства и могут лишь навязать некоторых членов Правительства.

Это даст толчок к переходу на парламентскую форму правления. Сейчас таковой в реалии нет. Парламентской формы правления у нас пока и не было.

4. Ликвидация Генеральной прокуратуры с передачей функций Министерству юстиции и судам.

Что это даст?

Не будет карающего органа.

Суды сами смогут проводить следствия в целях проверки доказательств, собранных правоохранительными органами.

5. Сокращение полномочий Президента.

Сейчас есть Аппарат Правительства и есть параллельно Аппарат Президента, который имеет фактическую власть. Более того, экономические институты (Нацбанк, Соцфонд и Счётная палата) лучше отдать Правительству и парламенту.

Что это даст?

Экономия за счёт сокращения госаппарата и упразднение дублирующих функций.

6. Сокращение количества депутатов до 90.

Тут думаю меня многие поддержат.

Есть у меня и другие идеи, но о них долго писать.

Возможно мои предложения не устроят многих, но главное начать дискуссию по конституционной реформе.

Всех с Днём Конституции! Слава Богу мы её нашли.