Я буду заниматься разработкой законов, направленных на устранение дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья, законов, улучшающих бизнес-среду в Кыргызской Республике, и многим другим.
Дастан Далабайевич, чем Вы занимались до прихода в политику и почему решили заняться политической деятельностью?
До прихода в политику я работал в государственных органах. В частности, в Налоговой службе Первомайского района г. Бишкека – юристом. Потом перевелся в Министерство экономического регулирования на должность специалиста в Управлении предпринимательства, затем снова вернулся к налоговой отрасли, став заведующим сектором в Управлении фискальной политики.
В политики решил идти по одной причине было сильное желание изменить систему. Понимая, что изменить систему изнутри невозможно, я пришел к выводу, что ее нужно менять, находясь над ней. Вообще, я, еще учась в десятом классе, решил пойти в политику. Помню, был случай, в 2008 году я пришел в Жогорку Кенеш, и в Управлении делами меня спросили о планах на будущее, я ответил, что придет время, когда я вернусь туда, но уже в качестве депутата. Тогда у некоторых мои слова вызвали смех!
Что конкретно Вы имеете в виду под системой?
Под системой я подразумеваю совокупность факторов, разрушающих страну. В частности, коррупцию, материальное положение людей, проблемы образования и прочее.
Как вы оцениваете общественно-политические процессы, произошедшие в стране в апреле?
Думаю, история сама расставит все точки над «i», а каждый историк в будущем будет называть эти процессы либо революцией, либо переворотом, в зависимости от приверженности к той или иной политической группе. Лично я считаю, что произошло народное свержение диктата. Только плодами этого, как всегда, воспользовались люди, не принимавшие в этом участия.
Чем привлекла Вас именно эта партия? Почему Вы решили вступить в «Ар-Намыс»?
Меня привлекли в нее два человека – Акылбек Жапаров и Феликс Кулов. С Акылбеком Усенбековичем нам довелось поработать вместе ранее, так что в моем профессионализме он мог убедиться лично. Я не ошибся в выборе партии, потому что она единственная, в программе которой содержатся положения, касающиеся лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Каковы Ваши оценки парламентских выборов и их итогов?
В отличие от предыдущих, эти выборы прошли чисто, то есть не имело место тотальное применение административного ресурса. Хотя для объективности надо сказать, что в некоторых местах админресурс все же присутствовал. Что касается итогов выборов, то они печальны: пять партий набрали всего 37 процентов голосов избирателей.
Что Вы думаете о процессе формирования коалиций парламентского большинства?
Любая коалиция должна формироваться на определенных принципах. Из них особенно должен соблюдаться принцип прозрачности. Партия, которой поручено сформировать коалицию, должна сразу указать, по каким принципам будет работать коалиция, по каким критериям будет формироваться правительство, а самое главное – она должна открыто показывать обществу программу, состав и структуру Правительства. В этом случае общество смогло бы обсудить программу, сделать какие-то замечания, выразить протест. Если это не сделано, можно утверждать, что сформированная коалиция не отражает мнения граждан.
Формирование коалиции, как в первом, так и во втором случае произошло подобно сговору преступников. Даже депутаты не знали до последнего момента каких-либо деталей объединения. Реакцию на создание подобной коалиции вы можете наблюдать сами – это протест общества. Такие случаи наталкивают на мысль о необходимости законодательного закрепления процедуры формирования коалиционного большинства.
В чем, по Вашему мнению, причина неудачи при создании первой коалиции? И насколько Вы уверены в устойчивости нового альянса партий?
При формировании первой коалиции не были учтены интересы определенных групп. Что касается нынешней коалиции, то думаю, ей придется тяжело, и, возможно, она развалится из-за борьбы должностей на местах. Может быть, развал коалиции будет вызван иными причинами, к примеру, недовольством общества.
Что Вы думаете о структуре нового правительства?
Структура правительства достаточно громоздкая, ее нужно сократить. Партия «Ар-Намыс» выступает с предложением о сокращении государственного аппарата в пять раз. К примеру, общество задается вопросом о целесообразности существования того же Министерства по делам молодежи. На мой взгляд, молодежную политику в Кыргызстане больше развивают иностранные доноры, нежели это министерство. Возьмите те же проекты Фонда Дж. Сороса, направленные на проблемы молодежи. Кроме этого, считаю, что можно было бы упразднить Министерство экономического регулирования. Для чего оно нужно? Как бывший сотрудник этого министерства, считаю, что пользы от него мало. В нынешних условиях дефицита и огромных долгов это министерство никчемно, а его структурные подразделения непомерно раздуты.Такие органы, как НАН КР и госагентство профтехобразования, следовало бы сделать структурными подразделениями Министерства образования.
К примеру, можно сократить расходы администрации Президента хотя бы потому, что у нас парламентская форма правления, и у Президента мало полномочий. В целом, структура правительства, определенно, очень слабая, как в профессиональном аспекте, так и в других оценках его потенциала.
Ваше мнение о высказываемых недовольствах тем, что чиновники бакиевского периода вновь занимают государственные посты, и как Вы относитесь к требованиям оставить в должности того или иного министра или губернатора?
Я бы не стал делить чиновников на бакиевских или не бакиевских. По такой логике, не только чиновников, но и граждан можно поделить. Это неправильно. Нас, граждан Кыргызстана, всего пять миллионов, но, тем не менее, мы имеем слишком много критериев деления, к которым теперь добавились и такие, как «бакиевские» и «не бакиевские». Требования же общества о назначениях понятны и достаточно справедливы, ведь коалиционное большинство не согласовывало с ним разделение должностей. Лично я думаю, что формирование коалиции должно быть согласовано с обществом, хотя бы по самым принципиальным вопросам.
Ваша фракция находится в парламентской оппозиции, фракция «Ата Мекен» тоже. Как оппозиция планирует свою работу в ЖК и возможно ли объединение оппозиционных фракций?
Мы будем контролировать коалиционное большинство путем указания на их недостатки в работе. Планов по объединению с фракцией «Ата Мекен» пока нет.
Каковы Ваши ближайшие рабочие планы в качестве депутата Жогорку Кенеша?
Я буду заниматься разработкой законов, направленных на устранение дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья, законов, улучшающих бизнес-среду в Кыргызской Республике, и многим другим. В частности, мной была предложена идея создания в Жогорку Кенеше Комитета по обеспечению равных возможностей. Этот комитет смог бы заниматься межэтническими и межнациональными вопросами, политикой гендерного развития и улучшения положения лиц с ограниченными возможностями. При комитете могло бы работать три общественных совета по соответствующим отраслям. Посмотрим, примет ли эту идею коалиционное большинство.
Позвольте поблагодарить Вас за обстоятельную беседу и пожелать Вам дальнейших успехов!
Декабрь 2010 года