Если вы хотите знать, как живет страна, как она жила и как будет жить, то почитайте ее предыдущий, текущий и следующий бюджет. Об этом заявил депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев в своем Telegram-канале.

Депутат отметил, что в Конституции могут написать всякого и многого, но финансовая конституция (закон о бюджете) даже с манипуляциями хоть немного приоткрывает занавес.

«Я почитал поправки в наш бюджет 2022 года и вспомнил, как этот год начинался. А начинался он неплохо и с большими амбициозными планами на будущее. Кабинет министров подарил надежды, а по прошествии полугода президент рассказал о великих успехах в фискальной политике. Изначально планировалось закончить год с доходами в 282,1 млрд сомов, с расходами — 291,2 млрд сомов и с дефицитом 9,1 млрд сомов. Дефицит допустимый, учитывая, какие грандиозные планы ожидали нас впереди», — вспоминает Бекешев.

Парламентарий отметил, что, если сравнивать с экономическими показателями других стран, Кыргызстан заканчивает финансовый год относительно неплохо. 

«Выросли заработные платы государственных служащих, работников образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы и других. Пособия и пенсии также подросли, запустились инфраструктурные проекты, мы стали много строить, закупать вооружение для защиты страны от военного вторжения.

Заработные платы государственного сектора даже стали конкурентоспособными с частным рынком. К примеру, увеличение фонда заработной платы увеличил бюджет Жогорку Кенеша с 786 млн сомов до более 1 млрд сомов, и это с учетом «оптимизации» штатной численности», — пояснил он.

Бекшев подчеркнул, что кабмин намеревался потратить на строительные работы 3 млрд сомов, а получилось 17,4 млрд сомов. 

«Конечно, цена строительства увеличилась из-за инфляции и подорожания строительных материалов, но впервые мы стали так масштабно строить. Один из любимейших примеров, который приводит кабмин, — это строительство школ в Бишкеке. И действительно, когда за 30 лет так строили? Когда мы самостоятельно строили железную дорогу, хоть и небольшой участок? 

А заканчиваем финансовый год мы так: доходы — 272,002 млрд сомов, расходы — 307,3 млрд сомов и дефицит в размере 35,3 млрд сомов. Почему так получилось?» — задается вопросом нардеп.

Депутат перечислил просчеты, которые, на его взгляд, допустил кабинет министров:

  • слишком большую планку по сбору поставили таможенной службе. Хоть мы и стали одной из стран, через которую Россия завозит товары, но эти товаропотоки не помогли собрать планируемую сумму в бюджет. Да и с коррупцией на таможне еще бороться и бороться;
  • кабинет министров стал конкурировать с частным сектором, открывая раз за разом предприятия, подавляя инициативность и поощряя уходить в тень. Например, «КыргызИндустрия», куда влили 1 млрд сомов, захотела заниматься производством пуговиц, гвоздей, принтеров и всего-всего. Безусловно, такие инициативы плохо сказываются на частном секторе, да и на государственном секторе тоже. В госпредприятиях не сильно заинтересованы беречь государственную собственность;
  • отвлечение средств на неприоритетные цели. Самый яркий пример этому — демонтаж гостиницы «Иссык-Куль» и строительство нового административного здания. Параллельно управделами ремонтировало, демонтировало, строило здания, запрашивая все больше средств из бюджета;
  • не состоялась оптимизация штатной численности в государственных органах. Сокращения действительно начались, но сразу после сокращений министерства и ведомства стали запрашивать увеличение штата. В итоге больших сокращений не произошло, деньги затрачены на увольнение сотрудников и, как всегда, «на фоне сокращения произошло увеличение»;
  • приватизация забылась и не проводилась. А ведь стоит вспомнить слова Садыра Жапарова, произнесенные 5 мая 2021 года. Но почему-то все пошло наоборот. Вместо приватизации государственных предприятий и имущества кабинет министров открыл множество новых предприятий и влил в уставные капиталы значительные средства. Ликвидировав одно не состоявшее ГП в сфере туризма, открылось новое с уставным капиталом в 1 млрд сомов;
  • установка ККМ встретила бурное сопротивление среди предпринимателей, и кабинет министров решил пойти на уступки;
  • есть и другие просчеты, но из-за малой прозрачности бюджетного процесса их обнаружить не так-то просто.

Бекешев заключил, что на ресурсную часть бюджета легко оказывают воздействие даже такие незначительные факторы, как законодательное внедрение в качестве санкции административного ареста. 

«Но кто в кабмине будет считать, во сколько обходятся изоляторы временного содержания? А считать придется все расходы, ведь кабмин, несмотря на плачевный результат в 2022 году, хочет в 2023-м собрать на 50 млрд сомов больше. В 2024 и 2025 годах по планам нас ожидает профицит. Так что потерпите, а там, глядишь, заживем», — подводит итог депутат.

Источник: https://kaktus.media/doc/470318_chto_poshlo_ne_tak_dastan_bekeshev_perechislil_proschety_kabmina_v_gosbudjete.html?s=08