Две компании намерены производить электронные сигареты на территории СЭЗ «Бишкек». Об этом стало известно 24 июня на заседании комитета Жогорку Кенеша по бюджету, экономической и фискальной политике, где депутат Марлен Маматалиев представил поправки в закон о свободных экономических зонах, разрешающие производство напитков и сигарет.
Депутат Дастан Бекешев поинтересовался, есть ли норма, согласно которой субъекты СЭЗ могут экспортировать на территорию Кыргызстана порядка 20% продукции.
Начальник отдела международного сотрудничества и сопровождения инвестиционных проектов СЭЗ Нурдин Келдибеков ответил, что определенной квоты нет. До вступления КР в ЕАЭС было разрешено экспортировать 30%, но затем эта норма была исключена.
«Сейчас производители в СЭЗ могут ввозить в Кыргызстан любой объем продукции, оплачивая при этом НДС. В настоящее время 62-65% всей продукции отправляется на экспорт, остальное остается в Кыргызстане», — добавил он.
Бекешев предложил электронные сигареты исключить из перечня товаров, которые субъекты СЭЗ могут ввозить в КР. Он напомнил, что комитет по социальной политике поддержал запрет на электронные сигареты.
«То есть мы вводим запрет, но для некоторых компаний вводим льготные условия», — отметил депутат.
Марлен Маматалиев ответил, что Бекешев выступил против ввода запрета на электронные сигареты. «Я не могу понять вашей логики», — заявил он.
«А логика простая: ко всем должен быть одинаковый подход. Если запрещаем, всем запрещаем, если разрешаем, всем разрешаем! Не может быть так, что всем запретили, но в СЭЗ можно производить», — подчеркнул Бекешев.
Маматалиев сказал, что в СЭЗ производить будут на вывоз.
«Да, мы разговаривали на этот счет, но тогда надо запретить им ввозить на территорию КР. Мы говорим, что ввоз запрещается, но в то же время не исключаем электронные сигареты из перечня, разрешенного к ввозу. То есть для какой-то одной компании разрешаем. Тогда давайте спрошу у СЭЗ: у вас сейчас производят электронные сигареты? Какая компания производит?» — поинтересовался Бекешев.
Сейчас производства нет, ответил заместитель гендиректора СЭЗ Дуулат Сандыбаев.
«Но с принятием этого закона смогут производить?» — уточнил депутат.
Сандыбаев утвердительно кивнул.
«А у вас были переговоры по электронным сигаретам?» — спросил Бекешев.
«Да, были. Два субъекта намерены войти. Если закон будет подписан, они будут потенциальными инвесторами. Сейчас названия не могу сказать. Будут производиться только на экспорт», — ответил представитель СЭЗ.
С мнением Бекешева согласилась Эльвира Сурабалдиева. По ее словам, правила должны быть для всех одинаковыми.
«Со стороны складывается впечатление, что вы устранили конкурентов, и две компании в очень привилегированном положении. То есть кому-то разрешаете заниматься бизнесом. Это откровенное бессовестное лобби, и любой понимающий законы на это добро бы не дал. Вводят штрафы на экспорт, но кому-то разрешаем. Со стороны это очень странно. Если мы сильно за детей переживаем, внутри страны такой возможности не должно быть. А нет — кому-то разрешаем делать бизнес», — отметила депутат.
Маматалиев отметил, что с 2020 года двум компаниям разрешено производить сигареты. По его словам, именно для того, чтобы для всех были одинаковые правила, предлагается разрешить всем.
Сурабалдиева предложила внести в законопроект норму об электронных сигаретах. Маматалиев предложил ей разработать соответствующий законопроект.
«А почему сейчас нельзя этого сделать?» — спросила Сурабалдиева.
Маматалиев ответил, что времени нет: получено разрешение пяти фракций об одобрении данного проекта.
«А к чему такая спешка?» — утонила Сурабалдиева.
Маматалиев сообщил, что хотелось бы до каникул принять закон.
Председатель комитета Данияр Толонов напомнил, что комитет по бюджету и комитет по соцполитике одобрили ввод запрета. Он предположил, что с введением запрета увеличится контрабанда. Если хотим бороться полностью, то надо запретить и производство, добавил депутат.
Сурабалдиева заявила, что сейчас депутаты выступают как двуличные.
Представитель президента и кабинета министров в ЖК Алмасбек Абытов сообщил, что кабмин дал положительное заключение к законопроекту Маматалиева, потому что «нам нужно производство». Он попросил депутатов одобрить проект.
В результате обсуждения пять депутатов выступили за предложение Сурабалдиевой о норме про электронные сигареты, пятеро выступили против. Бекешев сказал, что теперь решение должен принимать парламент. Вместе с тем проект Маматалиева был одобрен большинством голосов.