В Конституционном совещании обсуждают роль и полномочия народного курултая.
Я попробую рассчитать минимальные расходы на институт народного курултая, а также показать, что эти расходы не совсем результативные.
Предполагается создать секретариат Народного курултая, который будет заниматься организационными вопросами: подготовка раздаточного материала, поиск места проживания членов курултая, места работы, отправка запросов в государственные органы и так далее.
Секретариат — постоянно действующий орган и скорей всего там будет работать по минимальным расчетам 5 человек: 1 руководитель секретариата и 4 подчиненных.
Учтем, что у всех у них с учетом налогов и социальных отчислений заработная плата 20,000 сомов. Плюс в штате должна быть техничка. Скажем её заработная плата 5,000 сомов.
Месячный фонд заработной платы секретариата составляет 105,000 сомов. С учетом тринадцатой заработной платы и отпусков – годовой фонд ЗП обойдётся в 1 миллион 575,000 сомов.
Я не буду считать разовые расходы на компьютеры и мебель. Найдут добрых людей, которые подарят офисное оборудование.
Есть ещё постоянные офисные расходы:
— канцелярия 25,000 сомов в год;
— связь 70,000 сомов (звонить придётся помногу в районы и области, чтоб держать связь с составителями списков делегатов и с самими делегатами);
— коммунальные расходы 10,000 сомов в год (электричество, отопление, вода);
— подготовка раздаточных материалов для членов Народного курултая, с учетом что их число будет 700 человек 300,000 сомов (будут печататься отчеты ЖК, генеральной прокуратуры, Президента).
Итого: 1 миллион 980,000 сомов в год только на секретариат. Я почему-то уверен, что из года в год сумма будет только расти.
Теперь перейдём к расходам на приезд и проживание делегатов из всех районов. Я взял минимальное количество членов Народного курултая, а это 700 человек. Из них предположим, что 200 человек проживают в Бишкеке и рядом находящихся сёлах из Чуйской области.
Если все 700 делегатов заходят выступить по 3 минуты, то они будут заседать как минимум 3 дня по 8 часов и половину четвертого дня.
Проживание 500 человек с расчетом на 4 дня и 4 ночи:
1) Командировочные в город Бишкек, согласно постановлению Правительства от 26 августа 2008 года № 471 составляют 600 сомов. 600 *4 дня * 500 человек = 1 миллион 200,000 сомов. Командировочные обязаны выплачивать всем работающим;
2) Проездные на 500 человек в Бишкек и обратно: 1,000 *500 = 500,000 сомов;
3) Проживание 500 человек: 500 * 4 дня * 700 сомов за одни сутки в гостинице = 1 миллион 400,000 сомов.
Пусть делегаты питаются сами и приезжают до места работы в Бишкеке за свой счёт. Получилось 3 миллиона 100,000 сомов на одно заседание и это совсем минимальные расходы.
Вместе с Секретариатом общий расход института курултая в год составляет почти 5 миллионов и 100,000 сомов.
А теперь что будет обсуждать курултай?
Если будут собираться, чтоб заслушать отчеты, то они постоянно печатаются и публикуются на сайтах и в средствах массовой информации. Народ будет заслушивать те же цифры о ВВП, утвержденном дефиците, нехватке денег на развитие регионов или о борьбе с преступностью;
Если заслушивать проблемы в регионах, то это те же проблемы, которые еженедельно поднимаются в парламенте: отсутствие чистой питьевой воды, строительство или ремонт дорог, школ, детских садов, спортзалов, ФАПов, выделение средств на строительство канала для орошения, увеличение заработной платы, отсутствие качественного или элементарного образования и услуг здравоохранения, увеличение преступности, дать денег на стим.гранты или дотации айыл окмотту и так далее. Но при утвержденном малом бюджете эти проблемы не исчезнут, хоть миллион раз обсуждай и захватывай власть;
Если поругать власть, то кто это не делает ежеминутно и бесплатно?
Если определить стратегическое видение страны, то стратегические документы утверждены постановлениями Правительства и Указами Президента, можно дать предложения и без курултая;
Если поругать депутатов, рекомендовать их распустить и похвалить Президента, то достаточно это сделать на местах: записать видео и опубликовать в интернете, написать Президенту, что шеф хороший, а депутаты как всегда;
Если дать право принимать решения, обязательные для государственных органов, то нужно выделять деньги на контроль за исполнение решений, а это уже функции парламента.
Надо четко определиться, что должен делать народный курултай. Отсюда станет ясно, нужны ли нам дополнительные маленькие расходы на разговоры.
Опубликовано