Депутат Дастан Бекешев предложил ряд поправок в конституционный закон о выборах. Законопроект опубликован для общественного обсуждения.
Депутат напоминает, что законодательство позволяет кандидатам и политическим партиям формировать избирательные фонды из собственных средств и средств, поступивших от добровольных пожертвований. Однако закон о выборах регулирует порядок сбора средств, но не дает четкого ответа на вопрос, является ли объявление о сборе средств на избирательную кампанию до наступления предвыборной агитации агитацией.
Во избежание различных трактовок Бекешев предлагает внести дополнение в статью 22, согласно которому привлечение средств в качестве пожертвований не будет считаться агитацией, если оно не содержит признаков агитации.
«То есть кандидат или политическая партия вправе с момента открытия банковского счета избирательного фонда объявить о сборе средств и проводить соответствующие мероприятия, но без призывов поддержать того или иного кандидата или политическую партию. Следует отметить, что некоторые партии и кандидаты стали пытаться привлекать денежные средства в качестве добровольных пожертвований до начала предвыборной агитации, но некоторые участники избирательного процесса считают, что публичный сбор средств является преждевременной агитацией», — говорится в справке-обосновании.
Депутат отмечает, что во многих странах мира кандидатам и политическим партиям предоставляется право объявлять о сборе пожертвований, проводить мероприятия по сбору средств (например, платные лекции, продажа товаров с политической символикой и т. д.) и на собранные средства проводить избирательную кампанию. В Кыргызстане за последние годы сложилась коррупционная практика, когда кандидаты и политические партии формируют избирательный фонд за счет собственных средств и якобы средств от добровольных пожертвований.
«Если проанализировать добровольные пожертвования, поступившие в избирательные фонды партий и кандидатов, то окажется, что средства часто поступают от родственников кандидатов, их знакомых или работников предвыборного штаба. Эти лица, как правило, вносят средства за счет самого кандидата, но от своего имени. Такой вывод можно сделать даже без анализа, так как кандидаты и политические партии не обращались публично с просьбой пополнить их избирательный фонд. Отсюда и возникает политическая коррупция — кандидат вкладывает свои средства в выборы и затем вынужден «оправдывать» их после прохождения», — отмечается в справке-обосновании.
В связи с этим депутат предлагает предоставить кандидатам и политическим партиям право привлекать пожертвования путем призыва перечислить средства в избирательный фонд, продажи товаров с политической символикой (мерча), проведения платных лекций или эфиров в социальных сетях.
«Важно отметить, что публичный сбор пожертвований дает возможность кандидатам, не имеющим большого капитала и не являющимся предпринимателями, пройти на выборы. Кроме того, четкая регламентация публичного сбора пожертвований создает условия для избрания независимых кандидатов, не связанных с крупным бизнесом, религиозными организациями, иностранными структурами или организованными преступными группами», — отметил инициатор.
Также депутат предложил уточнить в законе, что именно является подкупом избирателей.
«Под подкупом избирателей следует понимать любые действия, связанные с раздачей денежных средств, товаров или оказанием безвозмездных услуг, которые могут повлиять на результат выборов, а также продажу товаров или оказание услуг по ценам ниже рыночных, что также влияет на исход выборов. Не являются подкупом раздача агитационных материалов в период предвыборной агитации, шарфов, головных уборов, значков и других товаров с политической символикой, утвержденных Центральной избирательной комиссией, а также продажа товаров с политической символикой с целью сбора пожертвований, оплата из избирательного фонда за выполненные услуги или работы», — предлагает депутат.