Депутат Дастан Бекешев в социальных сетях запустил опрос, нужно ли запретить в Кыргызстане суррогатное материнство.
«Каждая страна сама решает, разрешать или запрещать. Суррогатное материнство запрещено в ряде развитых стран и разрешено в странах с развивающей экономикой. В нашей стране суррогатное материнство разрешено и регулируется Семейным кодексом и Законом «О репродуктивных правах». Ранее я проще относился к суррогатному материнству, но мои взгляды по этому вопросу поменялись. Вопрос не праздный, задаюсь им в связи с чтением законопроекта «Об охране здоровья граждан», — написал парламентарий.
В комментарии редакции Kaktus.media Бекешев пояснил, что в Законе «Об охране здоровья» прописываются порядок и процедура суррогатного материнства, и не только там, но и в Семейном кодексе. «Сейчас у нас есть Закон «О репродуктивных правах». По идее, там суррогатное материнство, но этот закон хотят признать утратившим силу. Сейчас все законы, например, о сахарном диабете, о ВИЧ/СПИДе, туберкулезе, грудном вскармливании и так далее объединяют в один — в Закон «Об охране здоровья граждан», в том числе и суррогатное материнство. Первое чтение законопроект прошел. Я читаю и делаю заметки, что убрать, что добавить. И решил заодно по суррогатному материнству спросить, потому что раньше я спокойно его поддерживал, но последнее время прихожу к мысли, что в наших бедных странах это делается без учета психологического состояния женщины», — отметил он.
По словам Бекешева, ряд развитых стран уже запрещает суррогатное материнство. «К большому сожалению, суррогатными матерями являются женщины из бедных стран. Понятное дело, потому что поехать в Германию, взять немку и сказать: «Ты будешь суррогатной матерью» — это слишком дорого обойдется. Но Германия, допустим, сейчас запретила. Некоторые страны даже рекламу суррогатного материнства запрещают. В наших странах это очень популярно. Но никто не отслеживает состояние здоровья суррогатных матерей, что с ними дальше происходит. То есть, условно говоря, женщину поэксплуатировали, выжали все соки, заплатили $1,5-2 тыс., и все. А что дальше?» — добавил депутат.
На вопрос, может лучше не запретить суррогатное материнство, а защитить женщину, Бекешев ответил утвердительно. «Я тоже к этой мысли склоняюсь. Понятное дело, что если запретить, у нас может произойти так, что женщины начнут выезжать в другие страны, где это разрешено. Поэтому я подумал, что необходимо прописать, что у женщины должен быть уже ребенок, а у тех, кто намерен воспользоваться услугой, у одного из партнеров должна быть какая-то проблема, из-за которой они не могут родить — по состоянию здоровья или же вследствие бесплодия. Эти вещи прописать, потому что у нас с любой 18-летней девушкой можно делать, поэтому я и задался вопросом», — пояснил парламентарий.
Бекешев отметил, что в своем Telegram-канале получает хорошие, здравые комментарии, которые ему полезны. «Каждый депутат должен слушать, что ему говорят граждане. Мы не умники и не умницы во всех сферах жизни. Есть люди, которые гораздо профессиональнее в той или иной теме. Это нужно признавать», — указал он.
Отметим, что использование метода суррогатного материнства является одним из репродуктивных прав.
Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона, и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которой вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям. Использование этого метода возможно только на основании нотариально удостоверенного договора суррогатного материнства.